Проповеди

Покаяние!!! Или православное фарисейство.

Каждый шаг на пути духовной жизни христианина есть не что иное,как покаянное движение сердца, зрящего свои грехи.С покаяния открывается для уверовавшего дверь в церковный мир, только через покаяние откроются ему райские врата. Можно сказать – начало покаяния и есть начало спасения.

В наши дни очень многие люди,познавшие мрачные глубины неверия, безбожия, вкусившие пагубные плоды смраднейших грехов, но милостью Божией вызволенные из этого ада, призванные к свету, к пробуждению, к жизни,-через раскаяние,Таинство Крещения, через исповедание своих страшных грехов, через получение благодатных сил в Таинстве Причащения, – рождаются к новой жизни, жизни совершенно иной. Но эта жизнь требует разрушения многих прежних понятий, ценностей, привязанностей , знаний,вкусов, часто почти полного забвения всего этого огромного греховного хаоса. Этот процесс перерождения. воскрешения души – довольно сложен,неодинаков у всех, таинственен. Каждого человека Бог одному Ему ведомыми путями, непостижимыми судьбами Своими изводит из этого греховного Содома,и ведет через пустыню очищения в Землю Обетованную.

О том,как каяться в содеянных грехах, какие это грехи, насколько они тяжки, как затем их оставить и не повторять – обо всем этом довольно много составлено поучений,об этом часто говорят священники в храмах, но уже на этих первых ступенях, шагах ко благочестию, каждый новообращенный встречает немало препятствий, браней, трудностей , скорбей, потому что зло неприкровенно, вопиет о себе, – необходимы только мужество и решительность, твердое намерение начать новую жизнь и порвать окончательно со старым.И вот уже при малых победах над собой обратившийся ощущает огромное внутреннее облегчение,освобождение, примирение с Богом, с совестью, с людьми, как бы сбрасывает тяжелый груз с плеч, который тяготил его всю жизнь, ощущает радость и прилив новых сил- и с таким воодушевлением входит в таинственный церковный мир, в новую семью, начинает новую жизнь. Вот именно тогда – то и начинается для него самое важное и трудное.

Дело в том, что когда человек видит многие свои явные грехи, то это его очень смиряет,ставит в правильное понятие о себе ,вселяет в душу страх, трепет перед судом Божиим. Но когда верующий по милости Божией отсечет от себя явные грехопадения, то образ покаяния заметно усложняется,утончается, и здесь появляется опасность утерять эту тропу спасения, этот единственно верный и тесный путь ко спасению и свернуть на широкую дорогу самодовольства и гордыни.Каясь в прежних грехах,оставляя прежнюю срамную жизнь свою, получая прощение от Бога, мы тем не менее остаемся глубоко пораженными многими духовными недугами, страстями, греховными навыками – мы больны сердцем, умом, волей, всеми своими чувствами. Грехи прощены , но страсти еще живы; дела греховные не творим, но склонность к ним, жажда их жива, и все это требует еще многих трудов покаяния, многих борений, скорбных взываний и молений к Милостивому Врачу – Человеколюбцу Господу нашему Иисусу Христу!

-И до каких же пор так?

-Пока живем во плоти!Ответ.

Вот здесь-то и случается распутие: уж это очень непривлекательная дорога для многих – всегдашнее покаяние, постоянное недовольство собой, недоверие себе, подозрение ко своим чувствам, движениям души, какое-то всегда внутреннее напряжение, боль, горечь. И так наоборот, хочется человеку сразу же получить полный покой, внутренний комфорт, чувство духовной удовлетворительности самим собой, чувство своей значимости и избранности.Это стало распространенной болезнью в наше время: теперь люди, по укоренившемуся в них сладострастию, склонности искать всегда и во всем комфорта и приятности, саму духовную жизнь уже принимают как средство скорейшего получения такого внутреннего “блаженства”, сладостного покоя, эйфории. И вот теперь наблюдается такая картина : исповедал человек свои прежние тяжкие грехи,походил в церьковь, немного научился молиться, начал внешне упорядоченную жизнь, но дальше уже не видно, в чем теперь каяться?!” Живем как будто нормально, особо не грешим. Ну , там возникают разные плохие помыслы, оживают некоторые страсти в сердце, – так оно у всех так. Но зато сколько добрых дел мы теперь делаем!!!”И если здесь не научиться внимательному взгляду на немощи души своей, то внутреннее покаяние не привьется ей, а без него вся духовная жизнь не будет иметь верного ориентира, уклонится на ложный путь – в пагубную прелесть!!!

И действительно , у человека, составившего коварное мнение о своей праведности, о том , что он уже стоит на некоторой значительной ступени духа, появляется странное, необъяснимое разгорячение, принимаемое им за святую ревность. Распознать в этих движениях личину самообольщения в начале очень нелегко, ведь уклонившийся человек не перестает называть себя грешником и отчасти считает себя таким. Дело в том, что страсти действуют очень тонко и прикровенно, так что признание греховности есть, но оно поверхностное, больше на словах, а не в чувстве, – признание же своей праведности глубоко сидит в сердце, хотя на словах ярко не выражается!!!

И хорошо если человек в самом начале выберет верный путь, научит себя не удаляться от спасительной печали и сокрушения, не отталкивать от себя это неприятное , но полезное зрелище уродства своей души, не прикрывать его ложным мнением о себе и самооправданием, а нести эту скорбь как свой крест , как верное свидетельство правильности избранного пути. Ведь и эти скорби , происходящие от нашего падшего естества , предрекал Спаситель последователем Своим:”В мире скорбни будете”             (Ин. 16,33);” Как залог будущей радости , храните это самоосуждение как ту евангельскую соль , без которой всякое делание души тут же загнивает и начинает издавать из себя зловоние!!!

Добавить комментарий